«Я свободен» (Дмитрий Волкострелов) Театр «Post»
Жизнь взаймы
Хоть раз, проходя мимо чужих окон, задумываешься о том кто и как там живет, и даже хочешь один день пожить их жизнью. «Я свободен» спектакль, состоящий из фотографий и нескольких комментарий к ним, как раз тот шанс, прожить жизнь за чужими окнами. Словно автор визуальной пьесы вместо очков надел фотоаппарат и провел нас по чужому миру. читать дальшеЕсли возникнет сомнение, что пьеса может быть выражена не словами, а снимками, его легко развеет ощущение, что эти фотографии делали разные люди, смотревшие на жизнь разными глазами, каждый своим особенным взглядом. Но фотограф все-таки один – Павел Пряжко. И талант автора отразился в этом, особом, умении рассказать историю больше чем только за себя. Участие режиссера и проводника спектакля сначала подчеркнуто дистанцированное, но немногочисленные комментарии озвученные им делают спектакль ближе (потому что это голос после долгого молчания). Хотя, на мой взгляд, «подписи под снимками» кроме простых констатаций, вроде тех что фотография сделана со второго этажа, могут быть далеки от того спектакля что переживаешь в этот момент ты. (Отдельный бонус воспроизводящиеся с сотового телефона традиционные объявления о фестивале, его спонсорах и просьба отключить мобильные телефоны)
Интересно сколько историй в этом спектакле, по мнению его создателей. Я насчитала три, плюс смотр диванов в финале. Причем первые две истории особенно настоящие, а третья, скорее нарисованная.
Сообщество, похожее на спектакль очень популярно в ЖЖ, люди выкладывают фотоотчеты о прожитом дне и получают множество комментариев, первая история именно такой день, начинающейся как поездка для героя и зрителя . Фотографии с видом из окна автобуса, белая вязаная шапка, несколько «испорченных» слишком темных кадров, всеми любимые капли на стекле, размытое движение и лежачие высотные сооружения, не «перевернутые» на компьютере, все то, что можно снять на свой мобильный телефон, и то, что снимать не станешь, вроде долгого наблюдения из окна за дорогой, бутерброд в руке, загружающейся после включения компьютер, чужая жизнь, направленная глазами внутрь. Не то чтобы в этом мире нет людей, они даже мелькают в кадре, но эта история не о многих, а об одном человеке и том, что его наполняет. Присутствие этого человека, здесь ощутимо, осязаемо. В то время как во второй истории человек спрятался за другими людьми на фотографиях, за их спинами. (В спектакле мы часто идем следом, от того постоянно видим спины, лица должны видимо додумываться в голове) Вторая история находиться где-то рядом с людьми, в мире наполненном ими и свидетельством их существования, буквально за поворотом казалось бы безлюдной парковой дорожки, на детской площадке, среди толпы. А рассказ о собачке которая потерялась и нашлась, здесь, кажется, не причем, но он есть и пусть будет ) Если в первой истории зритель созерцал лодочки на относительно спокойной, но все равно предательски гамлетовской воде, то во второй раскачивающиеся качели. По артхауски длинный кадр, характеризующий каждую из этих истории лучше, чем краткий синопсис.
И ладно качели, но 45 или сколько их на самом деле, снимков, на берегу, слишком медитативное времяпровождение для тех людей, кто не в силах выдержать расслабляющее чириканье птичек на аудио записи. При смене композиции на снимке общее бессознательное зала пару раз вздохнуло с облегчением ))
В обсуждении после возник вопрос, почему этот спектакль следует показывать и смотреть в театре, а не на выставке как фоторепортаж (за первое объяснение взяли сосредоточенность, которую дарят условия театра) и где возникает спектакль, на сцене, в зале или в их взаимосвязи. Мнениям хотелось сойтись на золотой средине, так обсуждение, начавшееся со штыка в итоге тяготило к попытке найти общую истину, что тоже можно отнести к отголоску оставленному спектаклем.
До этого обсуждения мне и в голову не приходило задаваться таким вопросом, поскольку для меня спектакли всегда происходят внутри самого человека. Приходя в театр, зритель чувствует, думает, благодаря чему спектакль существует в нем. Поэтому так по-разному видят и понимают одно и тоже, поэтому есть понятие - «моя» и «не моя» книга, фильм, спектакль.
Коснулись и того что некоторые фотографии, в отличии от остальных, красивее, профессиональнее, и вот в этом для меня подвох третьей истории, в ней чувствуется кадровка, ну или попытка выстроить кадр, она более клипмейкерская, глянцевая и нарисованная, это чужой ежик в тумане, прекрасный, зрелищный, но для тебя, неочемный. Здесь мне оставалось лишь согласиться с «подписью под снимком» - девушка фотограф снимает под песню Земфиры. Точка. Режиссер и проводник уходит в зал досматривать последние снимки вместе со зрителем (режиссерский ход)), а фотографии со скидками на диваны, как это не смешно звучит, спасают дело )))
Прилагательное – «интересный», вмещает больше, нежели прилагательное – «хороший», а «Я свободен» именно интересный спектакль. Прошедший 6-го марта при неполном зале (аншлаг будет сегодня )) вчера в ЦИМ один день шли «Легионеры», так что большинство пошло туда), для особо везучих зрителей.
П.С. а на «Злую девушку» билетов не продавали, не продавали, не продавали (((((
«Я свободен» (Дмитрий Волкострелов) Театр «Post»
«Я свободен» (Дмитрий Волкострелов) Театр «Post»
Жизнь взаймы
Хоть раз, проходя мимо чужих окон, задумываешься о том кто и как там живет, и даже хочешь один день пожить их жизнью. «Я свободен» спектакль, состоящий из фотографий и нескольких комментарий к ним, как раз тот шанс, прожить жизнь за чужими окнами. Словно автор визуальной пьесы вместо очков надел фотоаппарат и провел нас по чужому миру. читать дальше
Жизнь взаймы
Хоть раз, проходя мимо чужих окон, задумываешься о том кто и как там живет, и даже хочешь один день пожить их жизнью. «Я свободен» спектакль, состоящий из фотографий и нескольких комментарий к ним, как раз тот шанс, прожить жизнь за чужими окнами. Словно автор визуальной пьесы вместо очков надел фотоаппарат и провел нас по чужому миру. читать дальше