Lek
обреют, и ушки, и усики - это будет так неприлично!
На память, выдержки из разных статей.

Джон Кейдж Cage John Milton (1912–1992) американский композитор-авангардист, для которого характерно широкое использование «случайных» элементов в музыке (алеоторика): шумов, тишины, звуков бытовых предметов и специально синтезированных звуков.

Сочинять музыку Кейдж начал на Майорке во время путешествия по Европе, когда твердо решил бросить учебу и не становиться архитектором. Однажды в Севилье он попал на представление уличного театра, которое поразило его гармоничным соединением визуального ряда и звукового — двух плоскостей, которые пересекутся позднее в его творчестве.

Вернувшись в Америку, Кейдж несколько лет учился композиции у Генри Конвелла, а затем у Арнольда Шёнберга. «Он, конечно не композитор, но гениальный изобретатель», — говорил о своем ученике Шёнберг.

Одно из воспоминаний Кейджа того времени — это постоянные сомнения Шёнберга относительно способности Джона писать музыку. «Вы подошли к стене, и вы не сможете пройти сквозь нее». «Тогда я буду биться головой об эту стену», — отвечал Шёнбергу Кейдж, который хорошо помнил наставления своего отца, инженера-изобретателя: «Чье-то «не могу» для тебя должно стать сигналом к действию».

Вибрация как ритмическая структура интересовала композитора больше, чем увлеченность Шёнберга математической гармонией.

«Безжизненная структура мертва. Жизнь без структуры невидима. Она может быть выражена только в структуре и посредством структуры», — писал Кейдж о ритмических основах всего живого.

Звук как вибрация все больше увлекал композитора. В 1937 году Джон Кейдж писал: «Я думаю, что шум как материал для создания музыки будет использоваться все шире, и в конце концов мы придем к созданию музыки с помощью электрических инструментов, благодаря которым все слышимые звуки станут доступны композиторам... Звук есть вибрация, а на нашей Земле вибрирует все. По этой причине на Земле нет предмета, который нельзя было бы слушать».

***

В 1940-х началась работа над серией «Воображаемые ландшафты». Вершина этой серии — «Воображаемый ландшафт №4» (1951), написанный для 12 радиоприемников. В этом сочинении выбор каналов, мощность звука и продолжительность пьесы определяется случайно.

В 1942 году Кейдж начал понимать, что когда-нибудь процесс генерации звуков будет упрощен: «Многие композиторы мечтают о компактном технологическом ящике, внутри которого находились бы все возможные для воспроизведения звуки, включая шумы, готовые выйти по команде композитора».

Идея упрощения процесса генерации звуков занимала Кейджа и по другой причине. Он считал, что компьютеры сделают процесс создания музыки доступным для всех.


***

В 1952 году во время своих акустических экспериментов в звуконепроницаемой лаборатории Гарварда Кейдж сделал неожиданное открытие: «Я услышал, что тишина — это не отсутствие звука, а действие моей нервной системы и циркуляция крови». Этот привело его к созданию «4’33». Кроме того, уже появились «Белые полотна» Роберта Раушенберга, пытавшегося отобразить незримое, и композитор решил развить эти идеи в музыке.

Пьеса «4’33» была написана для фестиваля современной музыки, который проходил в Вудстоке, штат Нью-Йорк. Исполнителем был пианист Дэвид Тюдор, приятель композитора. Впрочем, исполнение «4’33» на пианино случайно. Кейдж отмечал, что эта пьеса может быть сыграна любым количеством исполнителей на любых инструментах.

4'33



Состоит из трёх частей: вступление — 30 секунд тишины, основная часть — 2 минуты 23 секунды тишины и заключение — 40 секунд ещё большей тишины

***

Художественно-эстетическая концепция Джона Кейджа зиждется на религиозно-философских принципах дзен-буддизма (в этом смысле творчество Кейджа религиозно) и связанных с ним идеях непреднамеренности в искусстве, взаимопроникновения его с жизнью, которое и потребовало расширения его пространства. В творчестве Кейджа радикально изменилось само представление о том, что есть музыка и каково ее предназначение. Две основополагающие философские категории дзен-буддизма, Ничто и Нечто, фигурируют у него в качестве категорий музыкальных. Ничто — это индетерминированное и индефинитивное начало, неделимое целое и не имеющее временных и пространственных границ Единое, Нечто — конечные во времени и пространстве феномены, определенные, существующие в реальном мире явления, при своей индивидуальной множественности составляющие единство. Обретение гармонии с мирозданием по дзен-буддизму возможно через постижение сути вещей (которая заключается в том, что все имеет природу Будды, а потому все — во всем), вживание в эти Нечто и приятие их, слияние со всем окружающим миром в едином Ничто. Поэтому музыка для Кейджа была средством воссоединения человека с миром, восстановления мировой гармонии. Воссоздать гармонию окружающей среды невозможно, но стремиться к ней, по мысли Кейджа, необходимо.

Фактор случайности, который "управлял" хэппенингами, прямым образом вытекает из буддийского учения, которому и в жизни, и творчестве следовал Кейдж.

В 1952 Кейдж, осуществив свой первый хэппенинг Неназванное событие Кейдж осуществил в 1952 году. До появления термина (предложенного его учеником Алланом Капроу в 1958) свои хэппенинги Кейдж называл "событиями", поэтому в литературе закрепились оба понятия.

Хэппенинг — одна из форм современного искусства, мультимедийное событие, представляемое, разыгрываемое на публике с элементами изобразительности, хореографии и театрального искусства, перформанс, основанный на факторе случайности и предполагающий взаимодействие художника и зрителей, взаимопроникновение искусства и жизни. Хэппенинг как разновидность "искусства действия" построен на импровизации, одновременном сосуществовании различных художественных и нехудожественных действий и спонтанной реакции участников; он объединяет в себе пространства разных видов искусств и художественной деятельности, в представлении могут быть задействованы музыка, танец, поэзия, визуальные искусства, видео, кино, феномены непосредственной окружающей среды (например, явления погоды, шум улиц).

Продолжительность хэппенингов Кейджа была разной: от нескольких секунд до нескольких часов. Радио-событие Звукодень (1978) для скрипки, фортепиано, голоса и девяти музыкантов длилось 10 часов, в течение которых исполнители издавали звуки с помощью "растительных материалов" и наполненных водой раковин морских ракушек, а также озвучивали записанные на пленку окружающие шумы. Джон Кейдж, Грета Султан, Пол Жуковски и Деметрио Стратос провели Звукодень 15 июня 1978 в Амстердаме. А 5 марта 1968 года в канадском городе Торонто Джон Кейдж и Марсель Дюшан в течение пяти часов играли в шахматы на специально подготовленной электронной доске, которая была источником звуков: шахматные ходы случайным образом порождали электронные звучания.

Хэппенинг как форма художественного мышления связана и со сформированным в творчестве Кейджа представлением о цели искусства, состоящая в том, чтобы (согласно мысли индийского искусствоведа) "успокоить ум для восприятия божественных влияний"

"Успокоить ум" для него значило освободиться от антипатии, любовь должна быть свободной и от любви, и от ненависти. "Вы ограничиваете себя предвзятым отношением, любя одни вещи и ненавидя другие; но вы можете обладать и широкими взглядами, быть объективным и непредвзятым, отзывчивым и восприимчивым к новым идеям и веяниям, отказавшись от своих симпатий и антипатий и заинтересовавшись всеми вещами".

@темы: театр, хэппенинг, история, Джон Кейдж